Корзина
27 отзывов
Контакты
РемБалансКардан
+380509149009
+380689888200
Игорь
УкраинаХарьковская областьХарьковул. Малогончаровская, 17 (пер.Симферопольский)
Карта

Немного о вибрации и дисбалансе карданных валов

Немного о вибрации и дисбалансе карданных валов

О вибрации и дисбалансе

Вибрация, по статистике, является самой популярной причиной понижения срока службы агрегатов в автомобилях. Чаще всего они появляются в результате нарушения правильного баланса вращающихся составляющих частей машины. К вращающимся деталям относятся маховик, карданный вал, коленчатый вал, корзина сцепления и другие. Всем нам ясно, чем может грозить появившаяся в вышеперечисленных деталях вибрация. Как результат, быстрый выход из строя запасных частей автомобиля, неудобство при его эксплуатации, ощутимое ухудшение динамики, повышение расхода топлива и т.д. Не будем повторять прописные истины, так как про это много рассказывалось в различных статьях во всемирной паутине. В настоящей статье мы обсудим, что вообще собой представляет понятие «дисбаланс», какие его разновидности встречаются в автомобилях, методы устранения дисбаланса, а также оборудование, необходимое для балансировки.

Внешние признаки дисбаланса — повышенные вибрации, которые при разной частоте вращения могут усиливаться и уменьшаться. Дисбаланс неприятен не только с точки зрения негативных ощущений. Он вызывает дополнительные нагрузки на шарниры и сопряженные с карданной передачей детали трансмиссии, что ведет к их ускоренному износу. Прежде всего это относится к подшипникам фланца хвостовика редуктора и вторичного вала коробки передач.

Существует множество причин возникновения дисбаланса: неточность изготовления отдельных деталей карданной передачи, неоднородность материала детали и неравномерная его плотность, неточное взаимное центрирование сопряженных деталей, наличие зазоров в сочленениях деталей и узлов и несоосность их монтажа, деформации валов при механической и термической обработке, механические повреждения в процессе эксплуатации, наконец просто износ.

На автосборочных и авторемонтных предприятиях степень дисбаланса карданных валов определяют с помощью динамической балансировки на специальных стендах. Избавляются от этого вредного явления установкой на трубе балансировочных пластин, подкладыванием балансировочных прокладок под стопорные крышки подшипников крестовины, а в некоторых случаях снятием металла со специальных бобышек на вилках фланцев.

Балансировка карданных валов обычно производится в сборе с шарнирами. На величину дисбаланса большое влияние оказывают зазоры в сочленениях крестовины и шлицевого соединения. Если в процессе изготовления карданных валов величину зазоров еще удается выдерживать, то в дальнейшем, при ремонте карданов из-за износа посадочных мест и шлицевой части обеспечить это очень тяжело. Поэтому после ремонта и даже просто снятия с автомобиля все карданные валы необходимо балансировать.

Изначально, нужно понимать, что главной причиной дисбаланса является вибрация. Она возникает в результате нарушения равномерного (поступательного) движения деталей при вращении. При этом возникают, так называемые, «силы инерции», которые для удобства, рассчитывают в килограммах. Величина этой силы зависит от скорости вращения детали

Теперь разберемся, какие виды дисбаланса существуют. Их несколько разновидностей:

1) Статический дисбаланс – иначе говоря, неуравновешенность. Она появляется в случае, когда на вал, прямо противоположно его центру тяжести, размещается какой-либо груз. При этом происходит параллельное смещение оси инерции по отношению к оси вращения самого вала. Обычно, такое смещение присуще роторам с дискообразной формой (таким как маховик или шлифовальный круг). Для устранения такого вида дисбаланса вам потребуются специальные устройства – ножи или призмы, а также очень много времени и терпения. Принцип этих устройств достаточно прост. При установке на них детали, более тяжелая сторона, под воздействием силы тяжести, будет способствовать повороту ротора.

Таким образом, определив место утяжеления, можно подобрать груз соответствующей тяжести и установить прямо напротив, приводя систему в равновесие. Но, в связи с тем, что этот процесс достаточно длителен и требует кропотливой работы, такой вид дисбаланса советуется исправлять на балансировочном станке. Это получится гораздо быстрее и намного точнее. Об этом будет рассказано позже.

2) Моментный дисбаланс – в природе, практически, не встречается естественных форм такого дисбаланса. Чтобы представить себе, что он собой представляет, можно на противоположные стороны ротора прикрепить абсолютно одинаковый по весу груз. При этом центр массы будет продолжать оставаться на оси вращения, и при статическом состоянии определить наличие дисбаланса не возможно. Происходит отклонение оси инерции, т.е., как только ось начинает вращаться, появляется очень сильная вибрация. Устранение моментного дисбаланса вручную практически невозможно. Данную операцию проводят только на балансировочном аппарате.

3) Динамическая неуравновешенность – это самый частый случай, встречающийся в жизни. Девять из десяти случаев исправления баланса связаны с появлением динамических нарушений. Образуется в результате сочетанного смещения центральной оси вращения, как по месту, так и по углу относительно роторной оси вращения. Именно этот вид дисбаланса, практически всегда, исправляют при замене резины, в специализированных салонах шиномонтажа.

Хотим мы, или нет, два раза в год резину менять все-таки приходится, а соответственно, в шиномонтаж мы заедем. Но стоит ли игнорировать похожие проблемы, если они возникают в двигателе? Это вопрос риторический. Отпадают всяческие сомнения по поводу того, что необходимо балансировать карданные валы, коленчатые валы, маховики и другие вращающиеся детали. Другой вопрос – как же это правильно сделать?

Как упоминалось ранее, при статическом дисбалансе, нужно достаточно терпения и времени, чтобы устранить нарушение, но все, же это возможно сделать самостоятельно. Но в том случае, если вы дорожите деталями своего авто, поддерживаете свой имидж или просто экономите свое время, единственный выход – это балансировочный станок. Суть работы этого устройства заключается не только в том, чтобы определить разновидность и участки дисбаланса, но и для того, чтобы откорректировать эти значения до допустимых норм (ГОСТ Р52430-2005).

facebook twitter